Детские страхи. Ч.1 «Психогенетический закон».

Существует предположение, что изменение страхов с возрастом в определенной степени отражает исторический путь самосознания человека. Это напоминает так называемый «биогенетический закон», хорошо известный биологам. Суть его сводится к тому, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии в ускоренном темпе переживает основные этапы эволюционного пути, пройденного его предками. Некоторые люди, например, до сих пор сомневаются, что  человек произошел от обезьяны. Еще менее вероятно предположение, что нашими более далекими предками были рыбы…

Представьте себе картинную галерею какого-нибудь английского лорда с фамильными портретами на стене. Вот предок из семнадцатого века — в парике и с бакенбардами, вот — из пятнадцатого — в железных доспехах, рядом — родоначальник династии начала нашей эры — в римской тоге. Чуть поодаль — ну очень далекий пращур  из ледникового периода — в звериной шкуре и с каменным топором в руке. Еще дальше — во тьме галереи — жилистая обезьяна с дубинкой, а в самом дальнем углу — портрет огромной рыбы с выпученными глазами и растопыренными жаберными крышками… Чушь какая-то,  скажете вы.  Это невозможно. Чтобы человек, венец творения, произошел от каких-то холоднокровных рыб. Это ваши фантазии, товарищи ученые. Предъявите доказательства!

Биогенетичсекий закон -03

Оказывается,  с этим все в порядке. Есть доказательства! Ученые эмбриологи выяснили, что у каждого человека в возрасте 1-2 месяца после зачатия имеется недоразвитый жаберный аппарат, хвост, и ряд других органов, свойственных рыбам. Конечности человека на ранних стадиях развития не имеют кистей и стоп,  первая недоразвитая почка (которая впоследствии рассасывается) удивительно напоминает почку примитивных рыб и т.д. Итак, вначале зародыш человека напоминает рыб, потом — земноводных, затем  — примитивных млекопитающих, потом — обезьян, и только к моменту рождения он окончательно становится человеком.

Биогенетичсекий закон -02

По аналогии с этим явлением я склонен предположить существование «психогенетического закона», утверждающего, что в своем развитии детские страхи проходят этапы развития страхов, свойственных людям, стоящим на ранних этапах общественного развития.  Исследования антропологов, работавших в примитивных племенах Южной Америки и  Австралии, показали, что структура их страхов напоминает таковую у маленьких детей. В частности, природные, биологические страхи превалируют над социальными, а последние насыщены фантастическими или магическими элементами. Изучая мировую культуру в ее историческом развитии можно видеть, как параллельно с прогрессом человеческой цивилизации менялись и присущие ей страхи; сравнение этого явления с психическим развитием ребенка позволяет проследить, как по мере взросления и формирования сознания меняется предмет страхов у детей. Вот, что писала по этому поводу еще сорок лет назад детский психолог Т.Симсон: «Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. С возрастом, когда ребенок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связаны с опасностью и ей адекватны».

Теперь разберем, как меняются страхи у детей с возрастом, начиная с момента рождения.

Большинство ученых склонно считать, что у новорожденного ребенка еще нельзя говорить о «настоящем» страхе, так как он требует определенного развития мозга. Так, А.Захаров полагает, что чувство страха формируется только с 6 месяцев, поскольку оно подразумевает определенный уровень познавательных процессов, включая способность к прогнозированию уже однажды испытанной опасности. Другой специалист по детской психологии, американский ученый Д.Лэшли, считает, что дети способны испытывать страх одиночества и тревогу при появлении незнакомых лиц уже с трехмесячного возраста. Как пишет этот автор, «в основе страха одиночества лежит представление ребенка о том, что «нечто» подстерегает его, и в отсутствии взрослых  может напасть. Трехмесячный ребенок, с криком просыпающийся ночью, скорее всего, испытывает это переживание, только в незаконченном, рудиментарном виде».

Страх дошкольников -02

Однако, понятно, что подобные представления носят гипотетический характер, так как внутренний мир трехмесячного ребенка является для исследователей своеобразной «terra incognita» — неизведанной землей. Все же наиболее часто встречается мнение, что страх одиночества формируется к 6-7 месяцам, а уже затем возникает страх посторонних людей (8 мес.). Считается, что это уже проявление собственно страха в ответ на конкретную угрозу извне. Этот страх постепенно уменьшается на втором году жизни, трансформируясь в последующем в страхи сказочных образов типа Бабы Яги, Кощея и пр. В это время продолжает оставаться актуальным страх одиночества, страхи врачей, неожиданных резких звуков.

Детские страхи 03

Существует мнение, что в жизни каждого ребенка имеется ряд «критических» моментов, круто меняющих его жизнь, и в эти периоды маленький человечек особенно подвержен атаке страха. Фриц Риман писал: «Вспомним свои первые самостоятельные шаги в детстве. Мы испытываем страх, возникающий тогда, когда материнские руки впервые оставляют нас, и страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства. Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда ребенок меняет привычные в семье отношения на новое общество и утверждает себя в этом обществе.

При этом следует иметь в виду, что страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путем «социального заимствования». Американские психологи отмечают, что когда ребенок сталкивается с незнакомым явлением, он получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Как мать реагирует на этот предмет: улыбается или хмурится? Ребенок «настраивает» свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. При первой встрече с огромным псом он, видя испуг на материнском лице, сам пугается и узнает, что собака — тот объект, которого следует бояться.

Детские страхи Родители 03

А.Захаров отмечает, что способность ребенка связывать свои эмоциональные реакции с поведением матери возникает к первому полугодию жизни. Он пишет: «После 6 месяцев ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства».

(Продолжение следует..)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *