Детские страхи. Ч.2 Изменение детских страхов с возрастом

Продолжение. Начало — ЗДЕСЬ.

Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь у детей значительным страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. В это же время появляется страх животных. В этот же период часто имеет место страх разлуки с родителями (особенно с матерью). Этот страх наиболее характерен для единственного ребенка в семье, особенно при наличии повышенной чувствительности. Наиболее часто этот страх проявляется вечером, когда мать оставляет его одного в кроватке. В этом случае следует бурная эмоциональная реакция, сопровождаемая слезами. А.Захаров, написавший очень обстоятельную книгу, посвященную детским страхам («Неврозы у детей и подростков»), полагает, что для дошкольного возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Компьютерный анализ полученных мной данных также показывает, что эти три страха внутренне связаны между собой (как говорят ученые, «имеют высокую корреляцию») и, возможно, отражают какие-то глубинные инстинктивные страхи, доставшиеся нам еще от далеких предков.

Страх дошкольников -08

   В старшем дошкольном возрасте центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет и девочек в 6 лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формированием процесса мышления, которое помогает отделять обстоятельства, которых действительно нужно бояться от тех, где отсутствует реальная опасность. Поэтому дети зачастую боятся в ситуациях, которые у взрослых вызывают только смех, и в то же время игнорируют признаки, действительно угрожающие их здоровью. Как известно, развитие мышления проходит четыре стадии. На первой у маленьких детей до трех лет преобладает наглядно-действенное мышление в виде практических действий — маленькие дети мыслят, прикасаясь, пробуя на вкус, ломая. Затем, в возрасте от 4 до 7 лет, преобладает наглядно-образное мышление в виде конкретных образов, представлений. Эти два вида мышления относятся к практическому типу, когда мышление возможно только при взаимодействии с окружающим миром. Другой тип мышления — теоретический, он хорошо развит только у взрослых людей. Такое мышление возможно и без контакта с реальностью и существует в двух формах — образной и понятийной. Художник и композитор, например, мыслят образами, а физик и юрист — понятиями. Пока у детей не сформировалось понятийное мышление, они могут неадекватно воспринимать некоторые ситуации и испытывать страх там, где взрослый быстро отыщет причину реальной или кажущейся угрозы.
В связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей — на первое место выходят страх опоздания (в более широком смысле — это боязнь заслужить порицание за нарушение социальных норм) и страх смерти родителей. У младших школьников наблюдается страх перед школой, особенно если в начале учитель был несправедлив к ребенку, ругал его или наказывал.

Детские страхи 05
В подростковом возрасте ведущими являются страхи войны, смерти родителей, своей смерти, нападения и пожара. Обобщая эти данные, А.Захаров отмечает преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта самосохранения, в то время, как в подростковом возрасте нарастает удельный вес социальных страхов. Результаты проведенных нами исследований страхов у младших школьников , показали, что на первом месте у детей был страх смерти родителей, а 2-5 места последовательно распределялись среди страхов собственной смерти, пожара, войны и нападения. В наименьшей степени дети боялись сказочных персонажей, грозы и темноты, что согласуется с данными А.Захарова, показавшими резкое уменьшение доли данных страхов у детей в первые школьные годы, по сравнению с дошкольниками.
Следует отметить, что вышеописанные факторы, также как и врожденный тип высшей нервной деятельности, лишь определяют вероятность того, будет ли ребенок расти пугливым и тревожным, но окончательно расставляет по своим местам конкретные условия жизни, в которых формируется растущая личность. Здесь большую роль в формировании детских страхов играют механизмы условных рефлексов, подробно изученные И. П. Павловым. Так, психотерапевт Т.Симсон, в своей книге «Неврозы у детей» пишет: «Ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, нередко боится подходить к поезду; испугавшись в момент падения (учась ходить), он иногда в течение ближайших дней отказывается от попыток ходить. Следует помнить, что всякий случайный раздражитель, сочетавшийся с испугавшим ребенка явлением, может (по закону условного рефлекса) в свою очередь стать источником страха (ребенок боится войти во двор, где его испугала собака, отказывается подходить к человеку, на котором он видел когда-то противогаз, хотя этот факт и не повторялся в дальнейшем). При этом для детей раннего возраста весьма характерна иррадиация (распространение на аналогичные предметы — Прим. авт.) страхов. Так, ребенок, напуганный кошкой, боится всего пушистого — горжетки, муфты, мехового воротника, а иногда даже волос матери».

Особое значение в образовании страхов у детей играет запугивание со стороны взрослых. Нередко, неопытные в деле воспитания матери или няни, стремясь заставить ребенка слушаться, пугают его милиционером, «стариком, который заберет в мешок», мифической «букой», волком и т.д. К запугиванию прибегают и тогда, когда ребенок не хочет одеваться, чтобы идти на прогулку, когда он кричит в трамвае, и соседу-пассажиру предлагают «взять» его, и когда он плохо ест, и когда долго не засыпает и т.п. При правильном педагогическом подходе с течением времени ребенок постепенно преодолевает страхи и начинает относиться к ним критически. Он узнает, что «волк из леса» не прибегает в город, что «старик» не забирает непослушных детей в мешок, что «милиционер» не только не обижает малышей, но, наоборот, помогает им, например, отводит домой, если они потеряли на улице близких, и т.д. Но у некоторых детей в силу разных причин страхи могут сохраняться длительное время.
На важную роль родителей в формировании детских страхов указывали и другие исследователи, подчеркивая, что такое влияние может носить как сознательный, так и непреднамеренный характер. Родители, бессознательно проявляя повышенную заботу о своих детях, могут излишне часто предостерегать ребенка, чтобы он чего-то опасался, никуда не ходил, оберегают его от «нехороших» сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличенных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не получил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение может приводить к формированию сверхтревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.
Другая форма непреднамеренного формирования детских страхов связана со страшными историями и сказками, вызывающими у впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном. Как отмечают некоторые педагоги и психологи, такие рассказы могут способствовать никтофобии — навязчивой боязни темноты. Также можно способствовать развитию страха у детей, если в их присутствии вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.

Детские страхи 02
Взрослые, общаясь с детьми, зачастую не осознают важных различий между психикой взрослого человека и психикой ребенка, который еще не научился в полной мере противостоять угрожающим явлениям окружающего мира и различать действительно опасные и нейтральные раздражители. Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха» писал по этому поводу: «В обычных (нормальных) условиях взрослые, в отличие от детей, имеют гораздо более богатый выбор вариантов ответов и сил для противостояния страху: они могут продумать ситуацию, познать и изучить факторы, вызывающие страх, могут понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь, и, наконец, они могут правильно оценить возможность угрозы. Всеми этими свойствами не располагает ребенок. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект своего страха, он внутренне беспомощен, он не знает, как долго это может продлиться, и что случилось». На последующее возникновение невроза страха у детей несомненно влияет психологический климат в семье в первый год жизни ребенка, и прежде всего, наличие стресса у матери, конфликтные отношения с мужем, материальные затруднения и т.д. Исследования доктора А. Захарова показали, что отрицательное отношение отца к родившемуся ребенку тяжело сказывается на психологическом статусе матери. Ее состояние по механизму эмпатии (бессловесной передачи эмоционального состояния — Прим. авт.) легко передается грудному ребенку, который становится беспокойным, плохо спит, ест, часто срыгивает и т.д. При этом чаще всего следствием материнского стресса является последующий невроз страха у детей. Этот же исследователь отметил влияние состава семьи на развитие детских страхов. В неполных семьях число страхов было выше, особенно у мальчиков в старшем дошкольном возрасте.В полных семьях детские страхи были выражены в меньшей мере, однако в той или иной форме присутствовали практически всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *