Родительские жизненные сценарии программируют наши стрессы?

Согласно взгляду американского психолога Эрика Берна, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий его жизни, и в частности – свой уникальный способ попадания в стрессовые ситуации. Есть люди, которые чаще других попадают в дорожно-транспортные происшествия, другие чаще испытывают семейные неурядицы, третьи всю жизнь страдают от безденежья или являются объектами  криминальных хроник. Все это обусловлено тем жизненным сценарием, который был заложен в детстве, и к которому неосознанно или осознанно приложили руку его родители или родственники.

По мнению самого Берна, «сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».

В рамках концепции Эрика Берна, родители  на уровне подсознания вкладывают в голову ребенка  одну из трех базовых программ социального не/успеха «Победителя», «Не проигравшего» и «Неудачника».

Подобные программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида (Берн Э., 1990). Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы. Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «серым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образовался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой. Другой пример: воспитанные в 70-х или 80-х годах молодые люди, получали политическую установку, осуждающую занятие бизнесом. «Покупать дешево и продавать дорого нехорошо! Это спекуляция, за которую можно сесть в тюрьму», — внушали молодым. Это была вполне адекватная установка эпохи социализма, но когда началась перестройка, она стала мешать заниматься бизнесом, так как перепродажа товара с целью обогащения подсознательно воспринималась как что-то постыдное, нехорошее.

Тема жизненных сценариев сама по себе чрезвычайно интересна, так как мы сегодня говорим о стрессе, то отложим ее  на время. Те, кто хочет понять, почему он, несмотря на все усилия, не может добиться желаемых целей в жизни, может почитать мою книгу «Психология успеха», где я это подробно разбираю, а пока вернемся к стрессу.

Итак, сценарий стрессового поведения усваивается в детстве,  когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка,  невольно вовлекая  его  в  свои  проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей (в этологии это называется «импритинг»), а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя. Одни винят во всем самого себя и ищут, прежде всего, свои собственные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пустяковой проблемы, как включается и начинает  раскручиваться маховик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины ее запустившие.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сценарий? Ответ будет положительный при наличии трех условий:

1.Осознания человеком наличия такого сценария (то есть нужно понять, что это не его собственный выбор, а программа, заложенная родителями).

2.Достаточно сильной мотивации по изменению данного сценария.

3. Наличие определенных навыков саморегуляции и психотехник (например, НЛП).

Отмечено,  что наиболее успешными людьми,  как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой,  имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Такие личности обычно находят оптимальную стратегию в стрессе. Они интуитивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других – не только неэтично, но и невыгодно:  происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой стороны, они понимают,  что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках – тоже не конструктивно. Успешные люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, направляя энергетику стресса не во внешнюю агрессию или саморазрушение, а на  позитивное преобразование  мира или нарушенных отношений. В этом случае, даже если они получили от родителей негативные сценарии решения жизненных проблем, в итоге, они  переделывают их, создавая свои более эффективные программы преодоления стрессов.

Что, собственно говоря, можете сделать и вы…  Удачи на этом пути!

проф. Ю.В. Щербатых

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *