Кто живет в нашей голове – программы или тараканы?

Я уже писал, что зачастую не внешние обстоятельства, а наши собственные мысли и убеждения могут быть причинами стрессов. Поясню это положение более подробно.
С точки зрения нейропсихологии, человеческий мозг подобен компьютеру, который за многие годы побывал в руках множества пользователей и поэтому собрал в себе сотни ненужных и даже вредных программ, которые мешают жизнь. Эти нейропрограммы, среди которых немало вирусов, мы получили из разных источников.
Одни из них он получает по наследству в виде генетического кода – например, слюнные железы автоматически выделяют пищеварительный сок, как только пища попадает в полость рта.
Другие программы вырабатываются в процессе жизни – это, так называемые условные рефлексы, открытые И. П. Павловым. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий. Так, звон посуды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид двери в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит организм спортсмена к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить. В книге «Психология страха» я писал о людях, которые не могут пользоваться лифтами или ездить в метро из-за их патологических условных рефлексов, которые превратились в клаустрофобию или агорафобию, и эти примеры показывают, что не всякое обучение полезно для организма.
Третьи виды программ вкладываются в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы. Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «серым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образовался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой.
Другой пример: воспитанные в 70-х или 80-х годах молодые люди, получали политическую установку, осуждающую занятие бизнесом. Покупать дешево и продавать дорого нехорошо! Это спекуляция, за которую можно сесть в тюрьму, — внушали молодым. Это была вполне адекватная установка эпохи социализма, но когда началась перестройка, она стала мешать заниматься бизнесом, так как перепродажа товара с целью обогащения подсознательно воспринималась как что-то постыдное, нехорошее.
Если у вас буксует бизнес, и вам упорно не удается зарабатывать нормальные деньги. Возможно, что виной этому неадекватные программы, полученные в детстве от родителей. Как осознать эти неудачные программы и что с этим делать, мы разберем на наших занятиях.

Удачи Вам и понимания себя!
Ваш профессор Ю.Щербатых

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *