Противодействие психологическому давлению

Существует ряд приемов противодействия психологическому давлению во время общения (методы нейтрализации коммуникативных стрессов). Перечислим часть из них:

 1. «Заигранная пластинка»

 Заигранная пластинка

Суть техники: спокойное повторение  того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите) снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он, в отличие от собеседника, заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний.

В классической интерпретации от вас требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу (например: «Этого больше не повториться!», «Согласен, в чем-то вы правы», «Это точно…», «Вполне допустимо…, хотя с другой стороны  может и не так»). В исходном варианте техники эти слова рекомендовалось произносить без всякого выражения, как «робот», однако, иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами.

Поэтому я рекомендую все-таки, немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.

Эффект: игнорирование попыток воздействовать на вас за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.

Пример:

  • Муж: Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.
  • Жена: Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.
  • Муж: Так, что я должен сам мыть эту чертову посуду?
  • Жена: Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.
  • Муж: Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть!
  • Жена: Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу… и т.д.

То есть вы спокойно и монотонно произносите нейтральные фразы, не вовлекаясь в конфликт, и удерживая свои эмоциональное состояние на низком, отстраненном уровне.


2. «Напустить туману» (техника внешнего согласия)

Напустить туману -800

Прием эффективен в случае несправедливых претензий или критики. Учит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавая свои ошибки, как возможные, но вовсе не очевидные. То есть, вы даете понять своему критику, что возможно, что вы и допустили промах, но, во-первых, не сильный, во-вторых — неявный, а в третьих – не существенный.

Эффект: растворение критики,  снижение ее «пробивной силы», увод противника от цели. Показывает противнику бесплодность попыток задеть вас.

Пример:

  • Начальник: Ваш отчет никуда не годится!
  • Подчиненный: Возможно, что мой отчет, действительно несовершенен.
  • Начальник: Да в нем полно ошибок!
  • Подчиненный: Во многом вы правы, но, согласитесь, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…
  • Начальник: Вы сами читали, что за ерунду вы там понаписали?
  • Подчиненный: Да, я писал его и читал, конечно, но  со стороны вам виднее.
  • Начальник: Вы что, издеваетесь надо мной?
  •  Подчиненный: У меня и в мыслях этого не было. Я вас глубоко уважаю…

 

3. «Бесконечные встречные вопросы»

 Встречные вопросы -500

Польза от техники может быть двоякой: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий, или уклониться от выполнения задания, которое вы не хотите выполнять в настоящее время. Выбирайте, что вам нужнее.

Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий, или уклонение от выполнения задания – во втором.

Пример:

  • Жена: Ты давно обещал починить полку в кладовой, и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания.
  • Муж: Как мне лучше починить полку?
  • Жена: Просто прибей ее обратно.
  • Муж: Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной?
  • Жена: Просто прибей ее и дело с концом.
  • Муж: Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой?
  • Жена: Ту же самую – которая вчера свалилась вниз.
  • Муж: А на какой высоте ее лучше прибыть?

 __________

Для того, чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения:

  • Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т.д. Вы должны его рассматривать, а не он вас.
  • Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования.
  • Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы.
  • Применяйте соответствующую интонацию.
  • Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос, или же наоборот, тонуть в деталях. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей», может подойти ответы

а) «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их не было» — перевод на уровень вверх.

б) «А какими купюрами ты хотел бы получить  деньги? А когда ты их мне отдашь? А расписку будем заверять нотариально?» — перевод на уровень вниз.

УДАЧИ!!!!

( Жду ваших комментариев  под этой статьей по поводу применения данных техник.)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *