Существует ряд приемов противодействия психологическому давлению во время общения (методы нейтрализации коммуникативных стрессов). Перечислим часть из них:
1. «Заигранная пластинка»
Суть техники: спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите) снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он, в отличие от собеседника, заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний.
В классической интерпретации от вас требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу (например: «Этого больше не повториться!», «Согласен, в чем-то вы правы», «Это точно…», «Вполне допустимо…, хотя с другой стороны может и не так»). В исходном варианте техники эти слова рекомендовалось произносить без всякого выражения, как «робот», однако, иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами.
Поэтому я рекомендую все-таки, немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.
Эффект: игнорирование попыток воздействовать на вас за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.
Пример:
- Муж: Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.
- Жена: Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.
- Муж: Так, что я должен сам мыть эту чертову посуду?
- Жена: Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.
- Муж: Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть!
- Жена: Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу… и т.д.
То есть вы спокойно и монотонно произносите нейтральные фразы, не вовлекаясь в конфликт, и удерживая свои эмоциональное состояние на низком, отстраненном уровне.
2. «Напустить туману» (техника внешнего согласия)
Прием эффективен в случае несправедливых претензий или критики. Учит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавая свои ошибки, как возможные, но вовсе не очевидные. То есть, вы даете понять своему критику, что возможно, что вы и допустили промах, но, во-первых, не сильный, во-вторых — неявный, а в третьих – не существенный.
Эффект: растворение критики, снижение ее «пробивной силы», увод противника от цели. Показывает противнику бесплодность попыток задеть вас.
Пример:
- Начальник: Ваш отчет никуда не годится!
- Подчиненный: Возможно, что мой отчет, действительно несовершенен.
- Начальник: Да в нем полно ошибок!
- Подчиненный: Во многом вы правы, но, согласитесь, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…
- Начальник: Вы сами читали, что за ерунду вы там понаписали?
- Подчиненный: Да, я писал его и читал, конечно, но со стороны вам виднее.
- Начальник: Вы что, издеваетесь надо мной?
- Подчиненный: У меня и в мыслях этого не было. Я вас глубоко уважаю…
3. «Бесконечные встречные вопросы»
Польза от техники может быть двоякой: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий, или уклониться от выполнения задания, которое вы не хотите выполнять в настоящее время. Выбирайте, что вам нужнее.
Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий, или уклонение от выполнения задания – во втором.
Пример:
- Жена: Ты давно обещал починить полку в кладовой, и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания.
- Муж: Как мне лучше починить полку?
- Жена: Просто прибей ее обратно.
- Муж: Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной?
- Жена: Просто прибей ее и дело с концом.
- Муж: Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой?
- Жена: Ту же самую – которая вчера свалилась вниз.
- Муж: А на какой высоте ее лучше прибыть?
__________
Для того, чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения:
- Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т.д. Вы должны его рассматривать, а не он вас.
- Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования.
- Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы.
- Применяйте соответствующую интонацию.
- Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос, или же наоборот, тонуть в деталях. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей», может подойти ответы
а) «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их не было» — перевод на уровень вверх.
б) «А какими купюрами ты хотел бы получить деньги? А когда ты их мне отдашь? А расписку будем заверять нотариально?» — перевод на уровень вниз.
УДАЧИ!!!!
( Жду ваших комментариев под этой статьей по поводу применения данных техник.)



